FW Real Estate Rental

 
8 (3953) 25-64-85
8-904-154-86-48
Заказать звонок

К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления, закрепленные в главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).  В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем. Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее – Закон о регистрации).

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП). На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:

- по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 123.21 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям;

- по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);

- по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

В случае, если право государственной собственности на объект недвижимого имущества, переданный в оперативное управление (хозяйственное ведение) возникло до момента вступления в силу Закона о регистрации, то государственная регистрация права хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты осуществляется без проведения государственной регистрации права государственной собственности на данные объекты.

В случае, если объекты недвижимого имущества поступили в государственную собственность после вступления в силу Закона о регистрации, то государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) необходимо осуществлять с обязательной государственной регистрацией права государственной собственности на данные объекты.

Документы необходимые для государственной регистрации право хозяйственного ведения и право оперативного управления:

1. Заявление о проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения (или права оперативного управления);

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя. Представитель юридического лица - предприятия или учреждения дополнительно представляет нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия (или иной документ, в случаях, установленных законом и иными правовыми актами);

3. Документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права хозяйственного ведения и оперативного управления. За государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности государственная пошлина не уплачивается;

4. Правоустанавливающий документ, подтверждающий передачу собственником имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление (Приказ, Решение, договор и т.д.), акт приема-передачи недвижимости (при наличии);

5. Правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект у собственника предприятия или учреждения (представлять обязательно, если права собственника возникли, но  не зарегистрированы в ЕГРП - подлинник и копия);

7. Юридическое лицо представляет учредительные документы юридического лица (подлинники и копии, либо нотариально заверенные копии).

Все документы (за исключением указанных правоустанавливающих) представляются в подлинниках с приложением копии. 

Главный специалист-эксперт Братского отдела

Управления Росреестра по Иркутской области М.А. Травина